Выбрать язык
  • жд перевозки грузов
  • склад в минске
  • склад в минске

 

 

Главная Инфоцентр

Новости

Управление единым грузовым парком «пространства 1520» потребует нормативных изменений

15 ноября 2011 года

В Ереване на 55-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества руководители железнодорожных администраций «пространства 1520» утвердили Соглашение о единой системе управления и использования парка грузовых вагонов (ЕСУПГВ). Чтобы документ вступил в силу, участникам рынка предстоит решить ряд технических и нормативных вопросов. Пока же частные операторы оценивают его довольно скептически.

Председатель совета – президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, открывая заседание, доложил, что по единой сети Содружества за 9 месяцев 2011 года перевезено более 1,5 млрд тонн грузов. Это выше аналогичного периода 2010 года на 4%. Погрузка увеличилась на железных дорогах Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии. Вместе с тем она сократилась в Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Туркмении и Грузии.

«Вынужден ещё раз обратить внимание руководителей железных дорог на участившиеся случаи задержек грузовых и пассажирских поездов на межгосударственных стыковых пунктах, что влечёт за собой замедление оборота и без того сегодня дефицитных грузовых вагонов. А задержки пассажирских поездов отрицательно сказываются в целом на имидже железнодорожной отрасли», – подчеркнул Владимир Якунин.

Отметим, что в общей сложности задержки грузовых поездов на сети возросли на 2%. К железным дорогам, допустившим их, применены экономические санкции на общую сумму 293,4 тыс. швейцарских франков.

Председатель дирекции совета Пётр Кучеренко в своём докладе указал на факты необеспечения заявок на перевозку грузов:

«Большинство железнодорожных администраций подтверждают перевозку грузов не по всем заявкам, поданным грузоотправителями. В среднем до 10% от предъявленных к перевозке грузов не обеспечиваются железными дорогами по различным причинам, в том числе из-за отсутствия подвижного состава».

Нехватку инвентарного парка подтверждают и случаи оказания «вагонной» помощи между «соседями». Чаще всего за помощью обращались железнодорожные администрации Белоруссии, Казахстана и Грузии, а оказывали больше других – Азербайджана, Молдавии, Таджикистана и Украины. При этом режим срочного возврата вагонов за отчётный период вводился 243 раза, то есть в 2,6 раза выше уровня 2010 года.

На 29% увеличилось количество отцепок грузовых вагонов на межгосударственных стыковых пунктах: всего было отцеплено 57,4 тыс. вагонов. Причём наибольший рост количества отцепок произошёл по техническим причинам (+46%).

Сейчас инвентарный парк грузовых вагонов совместного использования составляет 422,5 тыс., а парк собственных вагонов – чуть более 1,1 млн. Таким образом, доля вагонов частных операторов в общем парке «пространства 1520» превысила 72%.

Оптимизировать грузовое сообщение в этих условиях призвана ЕСУПГВ. Напомним, она была разработана с целью эффективного управления парком грузовых вагонов на сети и предусматривает выработку взаимовыгодных условий использования подвижного состава различных форм собственности. Однако на 54-м заседании совета в Хельсинки проект Соглашения о ЕСУПГВ из-за ряда замечаний со стороны железнодорожных администраций Украины и Узбекистана не был утверждён и был отправлен на доработку.

В этот раз соглашение утвердили. Однако, по словам Петра Кучеренко, его реализация потребует изменений и дополнений в действующие нормативные документы. Кроме прочего, предстоит разработать регламент передачи грузовых вагонов железнодорожных администраций в единый парк и изъятия из него.

По мнению начальника управления долгосрочного развития и планирования ООО «Газпромтранс» Андрея Ващенко, реализация Соглашения о ЕСУПГВ может затянуться не на один год. И в первую очередь из-за противоречий в технических регламентах в России и остальных странах СНГ.

«На сегодня технический регламент в России самый жёсткий среди остальных. Поэтому здесь возможны два варианта. Либо всем остальным государствам придётся подтягивать свои регламенты до российского уровня требований, либо нам смягчать свой регламент, – говорит Андрей Ващенко. – При этом оба варианта могут повлечь за собой ряд проблем. Если будет принят наш стандарт, это может привести к очень сильному выбытию парка в странах СНГ, так как в некоторых регионах он сильно изношен – особенно полувагоны. А смягчение нашего регламента может спровоцировать рост аварийности на железных дорогах».

Генеральный директор ЗАО «ИнтерКаргоКомпани» Ирина Чиганашкина считает, что делать выводы о дееспособности выработанных документов по ЕСУПГВ можно будет только после старта пилотного проекта: «Он и позволит выявить слабые места в утверждённых документах и устранить их. Если результаты проекта будут положительными, то мы увидим заинтересованность в участии владельцев подвижного состава (а не операторов) при обеспечении рыночных условий в процессе формирования предложений со стороны железнодорожных администраций».

Однако, по мнению Ирины Чиганашкиной, частные операторы абсолютно не заинтересованы в долгосрочной сдаче в аренду своего подвижного состава. «Наш бизнес – оперирование своим вагонным парком. Другое дело – предоставлять вагоны в общий парк на определённые перевозки при заинтересованности в них. Подобные взаимоотношения существуют среди операторов, когда мы предоставляем подвижной состав по договорам других операторов. Такая схема оптимальна, так как повышает эффективность использования парка вагонов и обеспечивает договорные обязательства», – заключила она.

Управляющий директор по эксплуатационной работе АО «НК «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев уверен, что эффективное управление работой подвижного состава на «пространстве 1520» возможно лишь в том случае, если все ключевые диспетчерские функции будут переданы администрациям железнодорожного транспорта.

«Мы можем сколько угодно говорить о создании привлекательных условий для того, чтобы собственники передавали свои вагоны в общий парк, но, как только сменяется конъюнктура, у них сразу же найдутся основания потребовать пересмотра условий всех договорённостей, – подчеркнул он. – Должен быть жёсткий норматив: управление вагонами осуществляют администрации, а собственник получает свою прибыль от их эксплуатации в соответствии с тарифными условиями».

Протокол 55-го заседания совета пополнился ещё одним новым документом – «Перечнем составных частей грузовых вагонов, для изготовления, ремонта и модернизации которых соответствующему предприятию необходимо пройти процедуру получения условного номера». По словам Петра Кучеренко, наличие на изделии условного номера даёт возможность определить предприятие, допустившее изготовление некачественной продукции. Таким образом, предприятия железнодорожного транспорта смогут исключить поставку контрафактной продукции при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании грузовых вагонов.

На заседании выделилась ещё одна острая тема. Владимир Якунин выразил неудовлетворительную оценку работе Международного научно-технологического комплекса (МНТК), который был создан в 2010 году для координации работ в области научно-технического сотрудничества железных дорог со стандартом колеи 1520 мм. Его головной организацией было определено ОАО «ВНИИЖТ».

«Приходится констатировать, что МНТК пока не оправдывает надежд, которые возлагались при его создании. Многие железнодорожные администрации подошли формально к формированию состава его участников», – заявил глава ОАО «РЖД». Для активизации МНТК он поручил, в частности, дирекции совета подготовить предложения по обновлению его состава.

Руководитель департамента научно-технического сотрудничества и правового обеспечения дирекции совета Игорь Иванов подтвердил, что ряд администраций не слишком активно участвует в рамках МНТК. Исключение составили представители России, Белоруссии, Украины, Литвы и Казахстана.

«Обновление состава МНТК будет осуществляться по нашему запросу в адрес администраций с просьбой обратить внимание на высказывание Владимира Якунина. Конечно, базовая основа комплекса – это ВНИИЖТ. Но для полноценной реализации его планов взгляды соседних администраций на проблемы железнодорожного транспорта также необходимы», – подчеркнул Игорь Иванов. 

                                                                                                                                     По данным газеты "Гудок" 

Фотоконкурс